Російська мова (9 клас)

18.03.2020
Теми уроків, завдання для роботи з російської мови. Лисякова Тамара Миколаївна. Відповіді надсилати на ел. пошту вчителя: tamara.lysykova@gmail.com, або на вайбер/месенджер м.т. 0965110299.  Фотографувати виконані вправи. Всі питання теж на ел. пошту, або в вайбер/месенджер(месседжері) Часи спілкування з вчителем 9.00-10.00, 16.00-17.00.

9 класс 17.03., 20.03. Тема: "Сложное предложение с различными видами связи" (проанализировать правила) Написать сочинение-рассуждение на тему "Плюсы и минусы пользования смартфонами учащимися современной школы" (работы сфотографировать, прислать учителю)


24.03. Тема урока: Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Задания: 1. Прочитать правила параграфов №№32-34
                  2. Выполнить упражнения №№ 226, 227,230
                  3 Тест по упражнению 236

31.03. Тема урока: «Значение, строение, употребление сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными»
Задания: 1. Повторить правила параграфов 32-34 (стр. 134, 135, 136)
                  2. Выполнить упражнения №№ 227, 230, 233, 234 Б

03.04.. Тема урока: «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными»
Задания:  1. Повторить правила параграфов 32-34
                    2. Выполнить упражнения №№ 237, 238, 243 (небольшой очерк по данному началу).
Выполненные работы фотографировать и отсылать на ел. почту учителя: tamara.lysykova@gmail.com  или на вайбер/мессенджер (0965110299)    

  07.04.
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Общее понятие, значение, строение.
Задания: 1. Прочитать правила параграфов 35, 36 на стр.145-148
2.Выполнить упр. 251 А, 255, 256 ( в форме теста. Ответы да, нет)

10.04.
Тема: Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Задания: 1. Повторить правила параграфов 37, 38
2. Выполнить упр. 278, 279.
3 Тест на повторение № 1
1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:
Начальн_к п_лиц_и опубл_ковал офиц_альное со_бщение о том что (ни)какого «дьявола» (не)существу_т что все это лиш_ выдумки (не)вежестве(н,нн)ых людей которые уже задерж_(н,нн)ы и пон_сут должн_е н_казание и уб_ждал рыбаков (не)дов_рять слухам и взят_ся за ло_ рыбы. (А.Беляев)
2. Расставьте знаки препинания в этих предложениях
3. Каково содержание данного предложения? Выберите правильный ответ.
а) «Дьявол» существует лишь в воображении невежественных людей, из-за чего они вечно преследуются и страдают от полицейского.
б) Начальник полиции принимает меры по борьбе с паникой, вызванной появлением некоего «дьявола», и призывает рыбаков вернуться к работе.
в) Невежественные люди арестованы и понесут наказание, так как никакого «дьявола» не существует, в связи с чем, по мнению начальника полиции, рыбаки должны начать ловить рыбу.
4. Это предложение (задание № 3)
а) сложносочиненное;
б) сложноподчиненное;
в) бессоюзное.
5. Верно ли утверждение, что
а) сообщение и выдумки – существительные в именительном падеже;
б) рыбаков и дьявола – существительные в родительном падеже;
в) это и которые – подлежащие?
6. Выпишите составные именные сказуемые из данного предложения
7. В данном предложении есть
а) однородные сказуемые и однородные придаточные предложения;
б) однородные сказуемые и обособленное определение;
в) обращение и однородные придаточные.
8. Выпишите существительные с постоянной формой числа.
9. Сколько союзов и служат соединению однородных членов предложения?
а) 1; б) 2; в) 3.
10. Выпишите слово, вместо которого можно поставить нет.
11. Какие формы времени использованы в предложении?
а) Прошедшее и настоящее;
б) прошедшее и будущее;
в) прошедшее, настоящее, будущее
12. Выпишите слово, в котором 7 букв передают 5 звуков

 17.04.
Тема: Развитие речи.  Письменный отзыв на произведение искусства.
Задание: 1. Рассмотреть иллюстрацию картины художника Л. М. Миропольского на стр. 198. - Портрет М. В. Ломоносова.
2.  Используя материал упражнений 335,336, напишите отзыв на картину художника, включив биографию художника, историю создания картины. (данные взять в интернете).

21.04.
Тема: Бессоюзное сложное предложение со значением причины. Дополнения.
Задания: 1. Прочитать правила параграфов 44-46.
2.Выполнить упр. 307 (письм.)
3. Выполнить тест № 2
Волосы его цвета влажной с_ломы были пр_лиза(н,нн)ы и разд_л_(н,нн)ы ровной нитью пр_бора который ш_л как(раз) (по)средине головы чтобы вступить в хитрый д_говор с м_ку_кой.
(В. Набоков)
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Расставьте знаки препинания.
3. Какова цель данного предложения?
а) Поведать об интригах пробора;
б) описать прическу персонажа;
в) заинтриговать читателя.
4. К какому типу сложноподчиненных предложений можно отнести данное высказывание?
а) к изъяснительным придаточным;
б) к определительным придаточным;
в) к обстоятельственным придаточным цели.
5. Какая из трех основ представляет собой односоставное предложение?
а) 1; б) 2; в) 3.
6. В какой части предложения подлежащее является союзным словом?
а) 1; б) 2; в) 3.
7. Выпишите составные сказуемые.
8. Сколько несогласованных определений использовано в предложении?
а) 2; б) 3; в) 4.
9. Выпишите союзы.
10. Чем слово солома грамматически отличается от других существительных предложения?
а) Категорией рода;
б) склонением;
в) категорией числа.
11. Выпишите существительное с окончанием -ы, грамматическое значение которого отличается от остальных.
12. Сколько слов со звуком [з] в данном тексте?
а) 2; б) 3; в) 4.

24.04.
Тема: Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Задания: 1. Прочитать правила параграфов 44-46, стр. 181 – таблица.
2. упр. 311 (письменно),
3. упр. 313 – тест по учебнику.
4. Тест № 3
Тест 3
Приехав он прос_дел около часу у м_гильной ограды пол_жив тяж_лую руку в ш_рст_ной п_рчатке на обж_гающ_й скво_ь ш_рсть ч_гун и в_рнулся домой с чу_ством ле_кого разоч_р_вания словно там на п_госте он был ещ_ дальше от сына чем здесь где под снегом хр_нились летние (не)исч_слимые следы его быстрых с_ндалий.
(В.Набоков)
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Расставьте знаки препинания.
3. О чем данное предложение?
а) О том, что попытка найти утешение рядом с могилой сына не приносит удовлетворения, а лишь усиливает ощущение недостающего присутствия.
б) О том, что все мы в этом мире тленны.
в) О том, как, посидев у могилы сына и вернувшись домой, герой почувствовал, что под снегом хранились дорогие его сердцу следы.
4. Сколько основ в данном предложении?
а) 2; б) 3; в) 4.
5. Выпишите составное сказуемое.
6. Какой из примеров содержит несогласованное определение?
а) Тяжелую руку;
б) легкого разочарования;
в) следы сандалий.
7. Выпишите обособленное уточняющее обстоятельство.
8. Сколько предлогов в данном предложении?
а) 7; б) 8; в) 9.
9. Какой грамматический признак объединяет деепричастия, использованные в предложении?
а) Переходность;
б) вид;
в) спряжение.
10. Выпишите четыре примера слов с корнями, в которых возможно чередование гласных.
11. Какое определение не является эпитетом в контексте данного предложения?
а) Тяжелую руку;
б) обжигающий чугун;
в) легкого разочарования.
12. Выделите согласные, подвергшиеся уподоблению по мягкости в данных словах: легкого, шерстяной, перчатке, шерсть, погосте.
         
28.04
Тема: Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их роль в составлении текста
Задания: 1. Прочитайте правила параграфов 41-43 на стр.171-172. Тире в бессоюзном сложном предложении
2. Выполнить письменно упражнения 295 А.Б, 296.
3. Прочитайте статью о дискуссии на стр. 175, упр. 301, найдите в упражнении  фрагменты, посвящённые дискуссии.

05.05
Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Значение, структура, использование в речи сложных предложений с различными видами связи.
Задания: 1. Прочитать правила параграфов 44-46. В случае вопросов обращаться к учителю за разъяснением.
2. Выполните упражнения 307,309, 310 письменно

08.05 Внимание! Итоговая контрольная работа за І семестр. Выполнение обязательное для всех до 22.05! Тест. 
Запитання 1
Укажи бессоюзное сложное предложение

варіанти відповідей

1. Как только я решил уезжать, мне тотчас захотелось остаться.

 
2. Леса горели на свету, будто их выковали из золота.

 
3. Снега не было, лишь в желобках дорожек белела сухая крупка.

Запитання 2
Укажи ряд, в котором правильно определены смысловые отношения между частями данного БСП.

За окном тихо: можно различить шорох каждой травинки.

варіанти відповідей

1. Дополнение

 
2. Пояснение

 
3. Противопоставление

Запитання 3
Между частями БСП со значением сопоставления ставится

варіанти відповідей

1. Тире

 
2. Двоеточие

 
3. Точка с запятой

Запитання 4
Укажи неверное суждение

варіанти відповідей

1. Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть противопоставлена первой

 
2. Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть называет причину того, о чём
    говорится в первой части.

 
3.Двоеточие между частями БСП ставится, если вторая часть раскрывает содержание первой
   части.

Запитання 5
Укажи БСП со значением причины

варіанти відповідей

1. Был такой момент: никто не поддержал этого решения Земцова.

 
2. Мы очень зябли: ночи были уже холодные.

 
3. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

Запитання 6
Укажи ряд с БСП, в котором тире поставлено правильно

варіанти відповідей

1. Выйдет в поле травка - вырастет и колос.

 
2. Луны не было на небе - она в ту пору поздно всходила.

3. Справа от дороги промелькнули за оградой старые домики - слева пышными облаками
    зеленели сады.

Запитання 7
В каком предложении на месте скобок нужно поставить точку с запятой?

варіанти відповідей

1. Цветут луга ( ) кружат над цветами пчёлы.

 
2. Станции мелькают одна за другой ( ) воздух становится всё холоднее и жёстче.

 
3. Луна сияла ( ) топот моей лошади, бодро бежавшей по лесной дороге, один раздавался в
    ночном безмолвии.

Запитання 8
Укажи количество частей в данном сложном предложении (знаки препинания не расставлены).

Тускло блестела река и казалось что она не течёт а толчками двигается на одном месте словно какой-то механизм.

варіанти відповідей

3

 
4

 
5

Запитання 9
Какие типы связи между частями и в какой последовательности комбинируются в данном сложном предложении?

Было видно: в окне у дежурного горела керосиновая лампа, и трудно было понять, наступил ли уже вечер или темнота пришла от дождя.

варіанти відповідей

1. Бессоюзная, сочинительная, бессоюзная, подчинительная.

 
2. Бессоюзная, сочинительная, подчинительная, сочинительная.

 
3. Бессоюзная, сочинительная, подчинительная, подчинительная.

Запитання 10
Какое предложение НЕ является сложным с различными видами связи?

варіанти відповідей

1. Мы торжествовали, когда кому-то из нас удавалось вытащить карася или пескаря, но это
    случалось редко.

2.  Вдоль окон блеснула молния, и тотчас в лесу что-то страшно треснуло, будто сломалась
     старая сосна.

 
 3. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит отца,
     который и так поздно уснул.

Запитання 11
На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?

Темнота быстро сгущалась (1 ) и (2 ) хотя лошадь спокойно тащила телегу (3) гружённую сеном (4 ) мне начало казаться (5) что каждый шаг становится всё опаснее.

Запитання 12
В каком предложении допущена ошибка в расстановке знаков препинания?

варіанти відповідей

1. Я грёб изо всех сил, но мне казалось, что лодка не продвигается, и, что её сносит к чёрному широкому водопаду.

 
2. Мы отправляемся в лес, чтобы насладиться чистым и здоровым воздухом, и сразу
    чувствуется, насколько легче дышится.

  
3. Солнце садилось, и, когда из лощины потянуло влажным воздухом, Громов догадался, как
    близко подъехал к болоту.

12.05


Тема: Сложные предложения с сочинением и подчинением. Знаки препинания в предложениях
           такого вида.
Задания: 1. Проанализировать таблицу на стр. 179, 180
2. Письменно выполнить упражнения 311, 312 А.
3 Выполнить тест на стр. 183-184

15.05
Тема: Урок-практикум. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Задания: І. Выполнить письменно упр. 314 Б.
ІІ. Записать схему синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи
1. Назвать тип предложения (сложное, с различными видами связи). Назвать число простых предложений в составе сложного
2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложных (сочинение, подчинение, бессоюзие).
3. Назвать центральный (главный) тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
4 Указать блоки внутри сложного предложения и дать их характеристику.
5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные сложные предложения)
6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.
ІІІ.Сделайте полный синтаксический разбор одного предложения из упр.324.
 19.05. Развитие речи. Использование сложных предложений с различными видами связи
Сочинение в жанре эссе «Чему я научился во время карантина и что мне помогло его выдержать?»
 Задание: 1. Написать эссе. Размер – 2 страницы.
2. Напоминание. Что такое эссе? Эссе -  это сочинение-рассуждение, в котором основную роль играет не воспроизведение фактов, а изложение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе –прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему. Эссе издавна формировалось в сочинениях, в которых автор выступает одновременно как рассказчик и как герой.
 Структура эссе: вступление, основная часть, заключение. Важная особенность эссе: 1. его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жёстким. 2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора порой исповедальный характер произведений. 3. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.4. сравнительно небольшой объём. 5 обращение к значительным философским, историческим, морально-этическим темам.
3. Во вступлении дайте характеристику карантину. Слово карантин означает… Оно происходит из… языка… Объявлен в связи…  В основной части опишите свои действия во время карантина
 22.05 Тема: Развитие речи. Устное сочинение -рассуждение  по совместно составленному плану с использованием дополнительного материала.
Задания: 1. Прочитать упр. 391 на стр. 235-236 учебника.
2. Определить главную мысль и ключевые слова.
3. Составить план.
а) Какая проблема волнует человечество в наши дни?
б) Как оносятся люди к окружающей среде?
в) Беречь наш общий дом - главная задача человечества.
4. Написать тезисно сочинение - рассуждение, включив цитаты.

26.05
Тема: Повторение изученного
Задания: Поворить тему "Сложное предложение и его виды: параграфы -9-19
2. выполнить упражнения 84, 86, 114 письменно

29.05
Тема: Заключительный урок. Бессоюзное сложное предложение.
Задания: 1. Повторить правила параграфов 35-45.
2 Выполнить упр. 325